A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Добро пожаловать на портал «TAJU»!

паттернНаш проект направлен на сохранение и популяризацию оцифрованного  нематериального этнокультурного наследия Республики Карелия. 
Полный каталог - https://taju.ru/katalog

 

Создание любой национальной народной культуры – длительный, сложный, возможно, противоречивый и неоднозначный процесс, не исключающий влияния, взаимодействия и ассимиляции различных «первичных» базовых этнических элементов. Говоря о «самобытности» любой народной культуры, имеют в виду ее национальное своеобразие, существующее в большом количестве региональных типов и локальных вариантов [4, с. 8].

В современное время существенные изменения произошли не только в системе народного искусства, но и в комплексе взглядов на само явление. Народная культура не ограничивается традиционными видами и формами коллективного творчества, но «развивается и в русле народно-профессионального мастерства (не только и области декоративно-изобразительного искусства, но и в области народно-инструментальной музыки, любительского театра и др.). По мнению В.Е. Гусева парадокс состоит в том, что «одновременно с сужением сферы повседневного бытования традиционного фольклора расширяется сфера фольклоризма в широком смысле этого понятия, то есть развиваются различные формы адаптации и трансформации традиционных видов народного искусства в других видах современной культуры, распространяются средствами массовой коммуникации, что расширяет сферу функциональности народного искусства» [4, с. 103].

Логическим продолжением являются рассуждения Н.В. Жулановой о роли личности в традиционной культуре, ином ее облике, о новом для современной отечественной действительности типе Мастера [5, с 38]. Это не просто народный музыкант, знаток, носитель традиции, но «социокультурно-активная личность, которая берет на себя сложные функции этнического культурного лидерства. В кризисной для традиционного фольклора ситуации он пытается переломить доминирующую инерцию угасания, противостоять деструктивным тенденциям. Концентрируя вокруг себя традиционные идеалы, продуктивно синтезируя разные типы культурного сознания, разные культурные пласты, он способен регулировать процессы интеркультурных контактов. Он берет на себя некоторые защитные функции, оберегая традиционную культуру от чрезмерной агрессивности внешней среды» [5, с 38]. Кто же он, этот новый лидер современной народной культуры?

Вейкко Фёдорович Пяллинен – яркий музыкант, педагог, композитор и поэт родился в Ухте (в Койвуланниеми) в 1921 году. В.Ф. Пяллинен обладал непререкаемым авторитетом, зная традиционное наследие своего региона. Эти знания и опыт он унаследовал посредством контактов и общения с носителями традиции [2, с. 60]. Потомок войницкого рунопевца Вассили Киэлевяйнена, Вейкко еще в детстве проявил особую музыкальную одарённость. В возрасте 8-9 лет он научился играть на гармони-двухрядке и балалайке. С 1929 по 1936 годы В. Пяллинен учился в Ухтинской (Калевальской) средней школе, где под руководством учителя труда А. Росси, изготовил себе скрипку.

С 1937 по 1940 гг. В. Пяллинен учился в Петрозаводске, в музыкальном училище по классу баяна у Н.И. Семёнова и композиции – Л.Я.Теплицкого. В указанное время у Л.Я. Теплицкого и Н.А. Солнышкова постигал основы теории музыки, композиции и гармонии В.П. Гудков. Так В. Пяллинен познакомился с основателем и музыкантами ансамбля «Кантеле» – Т. Вайноненым, М. Гавриловым и Э. Раутио. Хроматической кантеле, созданное В.П. Гудковым, произвело на В. Пяллинена ошеломляющее впечатление в связи с большими тембрально-динамическими и техническими возможностями. Вейкко быстро освоил новый музыкальный инструмент.

В.Пяллинен с кантеле

Вернувшись после войны в 1947 году в родную Ухту, Вейкко Федорович стал руководителем народного хора, а в 1951 году – народного театра и танцевальной группы при Доме культуры. В Детской музыкальной школе В. Ф. Пяллинен обучал детей исполнительству на баяне, работал музыкальным работником в детских садах.

Идея возрождения исполнительства через создание ансамбля кантелистов и обучение на кантеле в п. Калевала не покидала Вейкко Федоровича. В конце 1960-х гг. Государственный ансамбль песни и танца «Кантеле» передал в дар четыре далеко не новых инструмента: два кантеле-прима, альт и бас.

Желающих обучаться игре на кантеле оказалось значительно больше и, снова возобновился поиск музыкальных инструментов. Удалось приобрести новые кантеле, выполненные эстонским мастером И. Кукком. Так в феврале 1970 года в районном Доме культуры впервые зазвучал оркестр кантелистов под руководством Вейкко Фёдоровича Пяллинена.

Несмотря на принятие хроматического кантеле В.П. Гудкова, В.Ф. Пяллинен опирался на традиционные приемы исполнительства – кантеле держат на коленях, а не вертикально, короткими струнами к себе, при таком положение инструмента звукоизвлечение напоминает, скорее, удар по струне. Финляндский исследователь А.О. Вяйсянен писал: «у нас (в Финляндии и Приграничной Карелии) имеется современный способ игры, появившийся в 1870-е годы. Здесь руки функционально разделены – пальцы правой руки отвечают за мелодию, а левой – за аккомпанемент. Для такого исполнительского стиля неизбежно изменение аппликатуры»[1]. Аппликатура, предложенная В.Ф. Пяллиненым, активно использует первые пальцы обеих рук, что характерно для типа аппликатуры 5-струнного кантеле, выделенного А.О. Вяйсяненым (№ 4) и распространенного в финляндской Северной Карелии.

Танцевальные наигрыши, характерные для северно-карельской традиции (Шоттиси, Римпа, Раатикко, Хумахуш и др.), до момента их публикации существовали исключительно в устной традиции и хранились в памяти сначала В.Ф. Пяллина, а затем и его учеников – Ю. Гладышева, И. Киэлевяйнена, Л. Никитиной [6, с. 5]. Исторический возраст танцев, предположительно связывают с концом XIX – началом XX столетия. Относящиеся к парным круговым танцам, они исполнялись в молодежной среде. Диатонический звукоряд этих наигрышей указывает на синхронное появление хореографических форм и мелодий, их сопровождавших.  Указанные наигрыши в настоящее время сохранились в репертуаре традиционных исполнителей на гармони Северной Карелии.

на съёмках фильма

В. Пяллинен с баяном

В 1987 году В. Ф. Пяллинен создал вокальную группу «Калевала»[2]. Спустя два десятилетия важной особенностью состояния местной песенной традиции, зафиксированной этномузыкологами, являлось наличие в репертуаре певиц авторских песен В.Ф. Пяллинена и, соответственно, традиционно не бытовавших в регионе. Некоторые песни В.Ф. Пяллинена исполнительницы считали народными. Это связано с тем, что музыкальный язык Вейкко Фёдоровича основан на мелодико-ритмических нормах, присущих местной музыкальной традиции. Вейкко Пяллинен написал свыше ста произведений национальных по духу и содержанию: сочинения для кантеле, музыку к спектаклям, песни на стихи известных карельских поэтов и собственные поэтические тексты.

010н

011н

023

Песни В.Ф. Пяллинена

Фонд нотных рукописей Архива Национального ансамбля песни и танца Карелии "Кантеле"

Колыбель Калевалы

Звучи, каннель

В.Ф. Пяллинен известен не только как талантливый композитор, но и как поэт. Многие его литературные произведения публиковались в районной и республиканской прессе (журналы «Карелия», «Punalippu», «Kipina», газеты «Karjalan Sanomat» и «Omamua»). Особенно Вейкко Федоровичу удавались небольшие рассказы и стихи для детей. Многие из этих стихов и детских песен стали хрестоматийными и входят в учебники карельского языка[3].

Литература

  1. Виртаранта, П. Этюды о карельской культуре: люди и судьбы. – Петрозаводск : Карелия, 1991. – С. 284–285.
  2. Гладышев Ю.А. Вейкко Пяллинен – создатель, учитель, человек // Этническая культура и XXI век. – Петрозаводск, 2006. – С. 59–63.
  3. Гладышев Ю. Земля «Калевалы» дала миру много талантливых людей // Новости Калевалы. – 2006. – 20 апр. (№ 15).
  4. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: СПГИТМиК, 1993. 114 с.
  5. Жуланова Н.В. Личность в традиционной музыкальной культуре: от социокультурных ролей к уникальным индивидуальностям // Личность в традиционной культуре. СПб.: РИИИ, 2014. С. 14–40 с.
  6. Музыка Калевалы / авт.-сост. Ю.А. Гладышев, А.В. Калаберда. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2010. – 32 с.
  7. Пяллинен, В.Ф. Sol, kannel: сборник песен / подгот. А.В. Калаберда, Ю.А. Гладышев. – Петрозаводск :ПетрГУ, 2015. – 28 с.
  8. Pallinen, V. Kalevan kehto : laulukokoelma. – Petroskoi : РИО Карелкомиздата РК, 1996. 35 s.
  9. Семакова И.Б. Пяллинен Вейкко Фёдорович // Карелия : энциклопедия. В 3 т. Т. 2. К–П. – Петрозаводск, 2009. – С. 456.
  10. Вейкко Пяллинен: композитор, поэт, педагог. – URL: https://vk.com/video-55416027_   169878790  (дата обращения: 25.07 2022).

[1]Väisänen A. O. Kantele – ja jouhikkosavelmia. – Helsinki :Suomen Kansan Savelmia, 1928. – S.14.

[2]В 2006 году коллективу было присвоено имя В.Ф. Пяллинена.

[3]См.: Зайков П.М. Vienanaapini. Букварь для северокарельских школ. Петрозаводск: Карелия, 1992. 110 с. ; Зайков П.М. Книга для чтения для северокарельских школ. Петрозаводск: Карелия, 1993. 117 с.

 

Наши партнеры

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен